Список форумов БКБ  
 
 FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Средства повышения спортивной работоспособности Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Mishka71Kobra
Модератор

   

Зарегистрирован: 29.03.2013
Сообщения: 96
Откуда: Приднестровье

СообщениеДобавлено: Вт Май 13, 2014 1:40 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Оглавление.

Введение.

Глава 1. Педагогические средства повышения спортивной работоспособности.
1.1. Физические упражнения - основное средство повышения спортивной работоспособности.
1.2. Отдых как компонент тренировки.
1.3. Особенности тренировочного процесса.

Глава 2. Медико-биологические средства повышения спортивной работоспособности.
2.1. Питание, витамины, микроэлементы.
2.2. Фармакологические средства.
2.3 Влияние сауны на восстановление организма.
2.4 Массаж.

Глава 3. Психологические средства повышения спортивной работоспособности.
3.1. Мотивация.
3.2. Идеомоторная тренировка.
3.3. Аутогенная тренировка.

Заключение.

Литература.


Введение.

Одной из центральных проблем в спорте является поиск путей повышения спортивной работоспособности, выявление скрытых резервов организма. Повышение работоспособности имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема повышения спортивной работоспособности. Для того, чтобы достичь высокого результата в спорте, необходимо тренироваться много лет. В исследовании этой проблемы заняты медики, психологи, биохимики, биомеханики и другие науки. Установление мировых, национальных рекордов спортсменами встречается не часто.
Однако, следует отметить положительную тенденцию в данной области. На фоне возрастающего интереса к спорту в настоящее время в сборных командах, в центрах олимпийской подготовки имеются спортивные врачи, психологи, массажисты. Психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе всё больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологической устойчивости и психологического климата в коллективе, мотивации. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса - какими путями можно повысить спортивную работоспособность.
Цель - изучить многообразие путей повышения спортивной работоспособности.
Объект - спортсмены подросткового возраста, занимающиеся индивидуальными видами спорта.
Предмет исследования - влияние физических нагрузок на организм спортсмена и роль восстановления организма в повышении работоспособности.
Для достижения поставленной перед исследованием цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и описать пути повышения работоспособности подростков занимающихся индивидуальными видами спорта.
2. Какое влияние оказывают спортивные нагрузки на организм?
3. Как влияет на работоспособность восстановление организма?
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала и выводах сделанных на этой основе.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы спортсменами, студентами факультета физической культуры и спорта, лицами самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом с целью повышения эффективности спортивной деятельности.
Общее понятие о работоспособности. Участие в соревнованиях требует от спортсмена всесторонней подготовленности: физической, технической, тактической, морально-волевой. Однако, готовность к этому максимальному проявлению может быть обеспечена только комплексным тренировочным процессом. Решающую предпосылку спортивной работоспособности составляет совокупность физических качеств - выносливости, силы быстроты, ловкости, гибкости. Спортивная работоспособность определяется как готовность выполнить специфическую физическую работу заданного объёма и интенсивности для достижения в соревновании высокого результата. Это сложный комплекс индивидуальных качеств спортсмена, связанный, с одной стороны, с его природными физическими возможностями, с другой - со специфическими приспособительными изменениями в организме, достигнутыми в результате воздействия направленного педагогического процесса, называемого тренировкой.
Тренированность - понятие комплексное и обусловлено уровнем физической, педагогической (технической, тактической) и психологической (волевой) подготовки спортсмена. Эти компоненты в совокупности определяют уровень специальной работоспособности спортсмена и его готовности к достижению максимальных результатов в конкретном виде спорта.
Восстановление организма - это возвращение физических параметров организма в норму, а также повышение адаптационных возможностей после выполнения физической работы.

Глава 1. Педагогические средства повышения спортивной работоспособности.

Специфической особенностью спортивной работы, выполняемой в процессе соревнований, является постоянное возрастание требований к организму спортсмена. Это связано с самой сутью спортивной деятельности - практически в каждом соревновании спортсмен выполняет в определенной мере новую задачу. Ему необходимо либо превысить своё же прежнее достижение, либо победить соперников, подготовка которых может не уступать его собственной. Чем выше ранг соревнований, тем сложнее и ответственнее ставится задача, тем выше требования к саморегуляции функций организма, обеспечивающих проявление всех его внутренних ресурсов.

1.1. Физические упражнения - основное средство повышения спортивной работоспособности.

Современная спортивная подготовка предусматривает использование самых разнообразных средств, способных вызвать необходимые функциональные и морфологические изменения в организме. Однако, главным средством повышения спортивной работоспособности остаются физические упражнения, составляющие каждое тренировочное занятие. Физические упражнения принято различать по степени их близости к движениям (действиям), специфическим для данного вид спорта. В соответствии с этим выделяют:
- соревновательные - выполняемые в полном соответствии с действующими спортивными правилами;
- специально-подготовительные - содержащие отдельные элементы соревновательных движений (действий);
- общеподготовительные - не содержащие элементов соревновательного упражнения, заимствованные, как правило, из других видов спорта. Наибольшая часть тренировочной нагрузки выпадает на выполнение соревновательных и специально-подготовительных упражнений.
Методы выполнения физических упражнений. Суммарная тренировочная нагрузка в каждом занятии распреляется по отдельным упражнениям в зависимости от их объема и методов выполнения. Различают непрерывный и прерывистые методы.
Непрерывный метод - продолжительная (не менее 20 мин) нагрузка в равномерном умеренном режиме. Длительность выполнении упражнения (или дистанция) при этом больше соревновательной, а интенсивность (скорость движений) меньше.
Прерывистые методы выполнения упражнений более универсальны. При этом нагрузка делится на несколько интенсивно выполняемых частей с промежутками пассивного или активного отдыха между ними. К прерывистым методам относят повторный, переменный и интервальный.
Повторный - суммарная тренировочная нагрузка разделяется на одинаковые (как правило, меньше соревновательных) части, выполняемые: с равномерной непредельной интенсивностью; с непредельной, но повышающейся к концу каждой части интенсивностью; с предельной интенсивностью. Главная характерная особенность повторного метода произвольно определяемые самим спортсменом («по самочувствию») паузы отдыха, обеспечивающие хорошее восстановление.
Переменный - ритмичное или аритмичное чередование частей суммарной нагрузки, выполняемой с различной интенсивностью. Этот метод предъявляет высокие требования к готовности организма спортсмена, способствует воспитанию волевых качеств и спешно моделирует тактическое построение участия в соревнованиях с хорошо подготовленными соперниками.
Интервальный - многократное интенсивное выполнение частей суммарной нагрузки с регламентированными паузами отдыха между ними, допускающими лишь частичное восстановление, т. е. очередная порция нагрузки, выполняется на фоне утомления от предыдущей.
Совершенствование физических качеств. Необходимо совершенствовать всю совокупность физических качеств - выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость, как основы спортивной работоспособности. Следует иметь в виду, что каждое из перечисленных понятий довольно широко и значимость каждого физического качества проявляется различно в разных видах спорта.
Развитие выносливости. Под выносливостью в спорте понимают способность организма сопротивляться утомлению во время выполнения упражнений. Эта способность выражается в степени сохранения в процессе выполнения всего упражнения оптимальной формы движений (действий), силы мышечных сокращений и, как следствие, интенсивности выполнения упражнения. В плавании выносливость определяет результат. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - способность противостоять утомлению при длительной физической нагрузке сравнительно невысокой интенсивности. Специальная выносливость - способность противостоять утомлению при выполнении специфических, характерных для данного вида спорта, упражнений. Общая выносливость является основой для воспитания всех проявлений выносливости. Для процесса ее формирования характерны общие особенности. Это длительное выполнение тренировочной нагрузки и большой ее объем.
Развитие силы. В спортивной практике различают максимальную и скоростную силу. Максимальная сила определяет достижения в видах спорта, где необходимо одномоментно преодолеть значительное сопротивление. Наиболее ярко это проявляется в тяжелой атлетике. Скоростная сила - способность преодолевать сопротивление при высокой скорости мышечного сокращения. Это качество активно проявляется при плавании. Скоростная сила развивается упражнениями, выполняемыми с максимальной скоростью или ускорением. Для развития силовых способностей применяют соревновательные, специально-подготовительные упражнения (эти упражнения в полной мере соответствуют соревновательным движениям) и общеподготовительные упражнения.
В силовой подготовке используют несколько методов выполнения упражнений с отягощениями. Метод максимальных усилий - преодоление максимального сопротивления (подъем штанги, подтягивание на высокой перекладине). Метод повторных усилий включает несколько вариантов: многократное преодоление непредельного сопротивления до значительного утомления; многократное преодоление непредельного сопротивления с предельной скоростью; многократное преодоление непредельного сопротивления с непредельным числом повторений.
Развитие быстроты. Быстрота - способностью совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение действия длится небольшое время и выраженного утомления не возникает. Различают три фактора, определяющие быстроту: латентное время двигательной реакции (это скрытое время от начала стартового сигнала до начала выполнения движения); скорость одиночного движения; частота движений. Обычно от спортсмена требуется комплексное проявление быстроты. Для воспитания быстроты используют методы: повторный, расчлененный.
Повторный метод - возможно более быстрое реагирование на внезапный сигнал. Например, повторное выполнение старта.
Расчленённый - отдельно отрабатывается быстрота появления первого импульса движения и скорость последующих движений без стартового сигнала.
Развитие гибкости. Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Для её воспитания используют движения с большой амплитудой.


1.2. Отдых как компонент тренировки.

На величину нагрузки существенное влияние оказывают продолжительность и характер отдыха. В процессе тренировки отдых выполняет две основные функции. Во-первых, он способствует восстановлению работоспособности после нагрузок, а во-вторых, является средством оптимизации тренировочного эффекта. Эти две функции едины в своей основе, так как от продолжительности и организации отдыха зависит последействие предыдущего и воздействие последующего упражнения или занятия. При повторном выполнении любого упражнения чрезмерно короткий или чрезмерно продолжительный отдых превращается из компонента тренировки в фактор перетренировки или растренировки. Интервалы отдыха, в зависимости от их продолжительности, обычно, подразделяют на три типа: жёсткие, ординарные, максимизирующие. Продолжительность жёсткого отдыха приводит к тому, что очередная нагрузка проводится на фоне утомления от предыдущей. Такой отдых усиливает воздействие нагрузки, так как происходит сложение тренировочных эффектов предыдущей и данной нагрузки. Однако, жёсткий интервал отдыха, чаще всего, не позволяет увеличить объем нагрузки. Отдых, достаточный для восстановления работоспособности, обычно, называют ординарным. Он приводит к стиранию результатов выполнения предыдущей нагрузки и позволяет использовать повторно аналогичную нагрузку без её уменьшения, но и без значительного её увеличения. Максимизирующий отдых обеспечивает ликвидацию утомления, но сохраняет положительное последействие предыдущей нагрузки. При использовании интервала отдыха этого типа очередная нагрузка даётся при достижении спортсменом фазы сверхвосстановления работоспособности. Это даёт возможность значительно увеличить очередную нагрузку, однако, при этом уменьшается эффект сложения тренировочных воздействий от предыдущих нагрузок.

1.3. Особенности тренировочного процесса.

Рассмотренные методические закономерности, определяющие выбор и дозировку физических упражнений, режим их выполнения, соотношение нагрузки и отдыха в отдельном тренировочном занятии, в тренировочном цикле или периоде, составляют основу тренировки как педагогического процесса. Однако, существует ряд и других особенностей.
1. Тренировочный процесс должен учитывать индивидуальные особенности спортсмена, а тренировочная нагрузка соответствовать его функциональному состоянию в каждый конкретный отрезок времени. Тренировка тем индивидуальнее, чем выше спортивное мастерство и результаты спортсмена. Чем выше подготовка и результаты спортсмена, тем меньше остаётся известных, апробированных путей к дальнейшему совершенствованию, тем чаще спортсмен и его тренер сталкиваются с непознанным, а тренировка всё в большей мере становится экспериментом, в котором весьма существенное место занимает поиск дополнительных резервов за счёт использования индивидуальных физических и психомоторных особенностей организма спортсмена.
2. Независимо от избранной специализации тренировочный процесс должен обеспечить повышение уровня общефизической, подготовки.
3. Тренировочный процесс должен предусматривать чередование нагрузок и отдыха с общей тенденцией к росту нагрузок. Новая нагрузка должна совпадать с фазой «сверхвосстановления», что позволяет систематически наращивать объём и интенсивность нагрузок и, благодаря этому, повышать уровень работоспособности.
4. Систематическое наращивание объёма и интенсивности тренировочных нагрузок требует создания благоприятного эмоционального фона для снятия угнетения психики и профилактики снижения работоспособности.


Глава 2. Медико-биологические средства повышения спортивной работоспособности.

2.1. Питание, витамины, микроэлементы.

В связи с непрерывным увеличением объёма и интенсивности нагрузок значительно возрастает роль питания в спорте. Полноценная пища не только обеспечивает организм необходимым количеством калорий и строительного материала, но и активно влияет на обмен веществ, повышая работоспособность и ускоряя процессы восстановления после больших нагрузок. Нормальное питание предотвращает преждевременное изнашивание тканей в результате их напряжённого функционирования. В питании человека первостепенное значение имеют пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, а также витамины, вода и минеральные вещества.
Белки относятся к природным высокомолекулярным соединениям. В их состав входит углерод, кислород, водород, азот, сера. Некоторые белки содержат также фосфор, железо, медь и другие элементы. Их нельзя заменить другими пищевыми веществами. Часть аминокислот синтезируется в организме, а некоторые обязательно должны поступать с пищей, так как в организме не синтезируются. Поэтому их называют жизненно необходимыми, незаменимыми. Биологическая ценность белков определяется их аминокислотным составом. К полноценным белкам относятся те, в состав которых входят все жизненно необходимые аминокислоты в оптимальном для организма соотношении. Полноценные белки содержатся в продуктах животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молоко), неполноценные - в продуктах растительного происхождения (крупа, хлеб, овощи и др.). Некоторые растительные продукты (соя, картофель, рис) содержат полноценные белки, другие (гречневая и овсяная крупа, свежая капуста) - близкие к ним. Комбинируя различные неполноценные белки, можно составить рацион, содержащий все незаменимые аминокислоты. При окислении в организме 1 г. белка выделяется 4,1 ккал. энергии.
Жиры. Вместе с белками и углеводами жиры составляют основную часть живой клетки. Они относятся к основным пищевым веществам. При безжировом питании укорачивается продолжительность жизни, организм становится неустойчивым к инфекции, воздействию холода и других неблагоприятных факторов. Жиры - весьма ценный источник энергии, они обладают наибольшей калорийностью и превосходят в этом отношении белки и углеводы в два с лишним раза. При окислении в организме 1 г. жира выделяется 9,3 ккал. энергии.
Углеводы являются главным источником энергии, особенно при интенсивной мышечной работе. По сравнению с белками и жирами они значительно быстрее расщепляются и при необходимости могут легко извлекаться из запасных депо - печени и мышц. Углеводы делятся на простые сахара (моносахариды, дисахариды) и сложные (полисахариды). Главными углеводами пищи являются полисахариды - крахмал и гликоген, а также дисахариды и моносахариды, к числу которых относятся глюкоза, фруктоза, лактоза, сахароза. При продолжительной мышечной работе происходят снижение запасов гликогена и накопление молочной кислоты. Во время отдыха часть молочной кислоты окисляется до углекислого газа и воды, а часть кровью доставляется в печень, где превращается в гликоген. Основными источниками углеводов являются продукты растительного происхождения (хлеб, мука, крупы гречневая, пшенная, рисовая и другие, кукуруза, горох, фасоль, картофель, овощи, фрукты). При окислении в организме 1 г. углеводов выделяется 4,1 ккал. энергии.
Витамины (атini - жизнь, vita - азотистые соединения) разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. Особенно важно их участие в обменных процессах. В организме они соединяются с другими веществами. Витамины входят в состав ферментов. Они содержатся буквально в каждой клетке и участвуют в обменных процессах. Витамины активизируют ряд обменных реакций, усиливают защитные силы организма при неблагоприятных воздействиях внешней среды, повышают его сопротивляемость к болезням. В организме человека витамины, за немногим исключением, не синтезируются. Они могут попасть в него только с пищей.
Спорт предъявляет повышенные требования к организму. Большие физические и нервно-психические нагрузки стимулируют обменные процессы, ускоряют их протекание, в связи с чем потребность в некоторых витаминах значительно возрастает. Без обеспечения организма в необходимых количествах энергетическими и пластическими материалами, микроэлементами и витаминами, непосредственно участвующими в обменных процессах, невозможно эффективное функционирование организма спортсмена и быстрое восстановление энергии после больших физических нагрузок. У спортсменов возрастает потребность, прежде всего, в витаминах С (аскорбиновой кислоте), В1 (тиамине), В2 (рибофлавине), РР (никотиновой кислоте), Е (токофероле), А (каротине). Потребность в них тем больше, чем интенсивнее обмен веществ, другими словами, она зависит от вида спортивной деятельности и интенсивности занятий. В период напряжённых тренировок и соревнований дефицит того или иного витамина прежде всего сказывается на спортивной работоспособности. Полностью удовлетворить запросы организма в витаминах за счёт продуктов питания не удаётся, поэтому на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях дефицит витаминов следует покрывать приёмом препаратов витаминов.
Минеральным веществам принадлежит важная роль в питании человека. Кальций, фосфор, натрий, калий, магний, железо, хлориды, цинк, марганец, хром, кобальт и многие другие элементы участвуют во всех физико-химических процессах, входят в состав клеточной протоплазмы. От них зависит осмотическое давление крови и тканей, они определяют кислотно-щелочное состояние организма, составляют основу опорных тканей. Гормоны, ферменты и ряд других сложных органических соединений не обходятся без минеральных веществ. Если пищу подопытных животных лишить минеральных солей, то они через некоторое время погибают. Минеральные вещества в организме постоянно обновляются. Взамен солей, выделяемых с потом, мочой, калом, организм должен постоянно получать соли с пищей и поддерживать, таким образом, минеральное равновесие. Кальций вместе с фосфором необходим для нормальной деятельности нервной системы, мышечный сокращений, построении костной ткани. Недостаток кальция приводит к судороге во время плавания. Железо необходимо для образования гемоглобина.
Летом для пополнения микроэлементами организма мы употребляли овощи и фрукты и соки. Зимой, когда холодно, и в условиях ограничения свежих фруктов и овощей мы употребляли поливитамины, орехи, мёд, молоко, семечки, халву, виноградный сок.

_________________
Mishka71Kobra

Последний раз редактировалось: Mishka71Kobra (Пт Май 01, 2015 10:24 pm), всего редактировалось 4 раз(а)
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Mishka71Kobra
Модератор

   

Зарегистрирован: 29.03.2013
Сообщения: 96
Откуда: Приднестровье

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 19, 2014 12:26 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

2.2. Фармакологические средства.

Тренировка спортсменов в современных условиях сопряжена с длительным выполнением больших физических нагрузок, предъявляющих исключительно высокие требования ко всему организму в целом и, в первую очередь, к его кардио-респираторной и мышечной системам, к психическому состоянию. Для повышения устойчивости организма спортсменов к нагрузкам, превышающим средние физиологические возможности, к климатическим условиям и различным стрессовым ситуациям применяются адаптогены: жень-шень, экстракты элеутерококка, аралии, заманихи, пантокрина. В большинстве своём эти препараты содержат микроэлементы, аминокислоты, небольшое количество биологически активных веществ. Лекарственные вещества этой группы обладают тонизирующим, действием, применяются при переутомлении, гипотонии, повышают устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, а также иммунологические силы организма. Такие препараты, как жень-шень, китайский лимонник, золотой корень, экстракт колючника, пантокрин являются средствами, повышающими работоспособность. Для повышения нашей спортивной работоспособности мы применяли по согласованию с врачом и тренером жень-шень, экстракты элеутерококка, курсом по 7-12 дней, причём начинали прием за 4-5 дней до выезда в новые условия тренировок (сборы) или на соревнования. Кроме этого при повышенных нагрузках мы постоянно принимали комплекс витаминов и микроэлементов.

2.3 Влияние сауны на восстановление организма.

Сауна (баня) имеет большое значение для восстановления организма, и повышения спортивной работоспособности, в этом её большое практическое значение. С помощью бани можно добиться возникновения адекватных реакций сосудов на воздействия внешней среды. Благодаря этому улучшается приспособляемость организма к окружающим, часто изменяющимся, условиям, в том числе к высоким и низким температурам. Например, пловцы выходят из тёплого душа в более холодный бассейн. У посещающих баню, уменьшается вероятность воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, околоносовых пазух и лёгочной ткани.
Главное значение бани как средства поддержания хорошей физической формы заключается в её влиянии на сердечно-сосудистую систему, нагрузка на которую способствует её укреплению. Сауна оказывает тонизирующее воздействие на психику человека, и поэтому посещение бани очень полезно для спортсменов, она приносит облегчение при болях в мышцах и суставах, возникающих после нагрузок, снимает усталость, вызывает эмоциональную релаксацию, углубляет сон, улучшает аппетит, что приводит к хорошему настроению и самочувствию.
Наблюдения за собой показывают, что баня помогает быстрее залечивать травмы, в частности такие, как растяжение суставов, связок, воспаления др. Баня оказывает глубокое влияние на ткани мышц, стимулируя их, улучшая снабжение кровью, ускоряя обменные процессы, быстро очищая их от конечных продуктов обмена веществ. В мышцах значительно снижается уровень молочной и мочевой кислот.
Сауна помогает войти в норму и при перетренировке, при тяжёлых физических нагрузках и эмоциональных перегрузках.

2.4 Массаж.

Мощным восстановительным средством является ручной и аппаратный массаж. Он способствует снятию чувства усталости и нервного напряжения, болевых ощущений, расслаблению и улучшению кровоснабжения мышц и тем самым восстановлению и повышению спортивной работоспособности. Массаж может быть общим и местным (с акцентом на группы мышц, несущие основную нагрузку при данной работе). В восстановительном массаже, в отличие от тренировочного, исключаются ударные приёмы; в нём преобладают приёмы разминания, растирания и потряхивания. Он должен быть глубоким, щадящим и безболезненным. Особое внимание следует уделять местам прикрепления мышц и мышцам, участвующим в акте дыхания. Проводить массаж желательно в тёплом помещении. Перед массажем рекомендуется тёплый душ, а после него горячий душ, ванна или баня. В спортивную практику в последнее время всё больше внедряется сегментарный и точечный массаж, а также иглоукалывание.

Глава 3. Психологические средства повышения спортивной работоспособности.

В условиях возрастающей спортивной конкуренции, когда силы соперников примерно равны, исключительное значение приобретают морально-волевые качества спортсмена, его психологическая устойчивость, готовность вести борьбу в самых сложных, порой неожиданных или невыгодных условиях и добиваться поставленной цели. Психические переживания спортсменов исключительно сложны и многообразны. Напряжённость, скованность, боязнь поражения, другие навязчивые мысли становятся доминирующими в сознании, приковывают к себе внимание, создают своеобразный психологический барьер, преодолеть который удаётся не каждому. Психическую готовность к соревнованиям характеризуется такими качествами, как трезвая уверенность в своих силах, стремление активно и увлеченно, с полной отдачей сил бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальный уровень эмоционального возбуждения, высокая степень помехоустойчивости к неблагоприятно действующим внешним и внутренним влияниям, способность управлять своими действиями, чувствами и поведением в изменчивых условиях спортивной борьбы, в напряжённой и возбуждающей атмосфере соревнования.

3.1. Мотивация.

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жёсткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами. Непосредственные мотивы спортивной деятельности - потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности - стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Мощь постановки целей бесспорна - это одна из наиболее распространенных характеристик успешных спортсменов. Во-первых, у вас должно быть горячее желание достичь цели. Во-вторых, у вас должна быть сильная убеждённость в том, что цель реальна и доступна.


3.2. Идеомоторная тренировка.

В арсенале средств психологической подготовки видное место занимает идеомоторная тренировка. Идеомоторная тренировка - мысленное, под контролем сознания выполнение упражнений. Когда мы мысленно представляли себе движение или действие, которое нам предстояло выполнить, у нас учащался пульс и дыхание, становилось теплее, т. е. происходили изменения, очень схожие с изменениями, происходящими при реальных движениях. Под влиянием идеомоторной тренировки, которая проводилась нами, частота сердечных сокращений увеличивалась на 12-18 ударов в 1 мин., а частота дыхания - на 3-6 вдохов в 1 мин. Мы провели сравнительную оценку реальной разминки и идеомоторной тренировки на результат проплывания отрезков 25, 50 и 100 м. Оказалось, что после одной только идеомоторной разминки мы проплывали два отрезка по 25 м. Бродецкий Дима - плавание кролем 25 м. за 13,0 и 13,1 сек. После действительной разминки на другой день мы проплывали в воде те же отрезки за 13,1 и 13,2 сек. Бродецкий Дима - на дистанции 50 м. после идеомоторной разминки результат был 28,2 сек, а после реальной разминки - 28,4 сек. Средний результат плавания на 100 м. оказался после идеомоторной разминки у Бродецкого Димы 1 мин. 01,3 сек, а после разминки в воде 1 мин. 01,2 сек. Горбаруков Владимир плавание брасом 25 м. за 20,0 и 20,1 сек. После действительной разминки на другой день мы проплывали в воде те же отрезки за 20,0 и 20,0 сек. Горбаруков Владимир на дистанции 50 м. после идеомоторной разминки результат был 34,1 сек., а после реальной разминки - 34,0 сек. Средний результат плавания на 100 м. оказался после идеомоторной разминки у Горбарукова Владимира 1 мин.13,3 сек, а после разминки в воде 1 мин. 13,2 сек. Этот эксперимент говорит о том, что эффект от проведения идеомоторной тренировки вместо разминки не уступает эффекту от реальной разминки.
Идеомоторная тренировка помогла нам не только в отработке техники движений. Она дала возможность представлять движения и во временных отрезках. Например, при поворотах. Кроме того, это прекрасное средство переключения внимания. Когда перед стартом нервы напряжены, такая «разминка» помогала нам сосредоточиться, собраться с силами, отвлечься от ненужных переживаний. Чувство уверенности основывается на трезвой и объективной оценке своих сил и сил соперников. Уверенность возрастает под воздействием самовнушений, которые следует проводить постоянно. Мы уверены, что прежде чем победить противника на дистанции, нужно победить его в собственном сознании.


3.3 Аутогенная тренировка.

Этот метод играет важную роль в целенаправленном воспитании морально-волевых качеств. Зародившись в клиниках как один из приёмов психотерапевтического воздействия, в настоящее время аутогенная тренировка, благодаря своим успехам, стала методом психологической подготовки здоровых людей, выполняющих задачи, которые требуют максимального сосредоточения и использования физических сил и психических возможностей. Метод аутогенной тренировки основан на том, что в состоянии полного расслабления путём умственного сосредоточения и самовнушения можно осуществлять саморегулирование физических и психических состояний. Для того, чтобы используемые при аутогенной тренировке самовнушения были эффективными, в них нужно поверить.
Для овладения аутогенной тренировкой нам требовались: терпение, настойчивость и внутренняя сосредоточенность, но, освоив её, мы смогли:
- лучше сосредоточиваться и дисциплинировать своё внимание; полноценно и глубоко отдыхать;
- быстро и эффективно настраиваться на любую деятельность, достигать предельной мобилизации физических и психических сил в нужный момент;
- избавиться от отрицательных эмоций (раздражительность, вспыльчивость, всевозможные страхи, застенчивость и т. д.);
- влиять на состояние организма в целом и на деятельность отдельных органов и систем.
В своей практике мы использовали только 2 упражнения: расслабление мышц и успокоение нервной системы
Кроме этого мы слушали после тренировок успокаивающую музыку, а перед тренировками весёлую. Хороший эффект успокоения дала специальная для медитации музыка «Омгармоника» по методу Сильва.

_________________
Mishka71Kobra
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Mishka71Kobra
Модератор

   

Зарегистрирован: 29.03.2013
Сообщения: 96
Откуда: Приднестровье

СообщениеДобавлено: Пт Май 01, 2015 9:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Заключение.

1. Одной из центральных проблем в спорте является поиск путей повышения спортивной работоспособности. Повышение работоспособности имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте. Чем выше ранг соревнований, тем сложнее и ответственнее ставится задача на тренировках и соревнованиях, тем выше требования к работоспособности различных функций организма.
2. Решающую предпосылку повышения спортивной работоспособности составляет совокупность физических качеств - выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Чем выше физические качества, тем выше работоспособность.
3. Главным средством повышения спортивной работоспособности остаются физические упражнения, составляющие каждое тренировочное занятие. Суммарная тренировочная нагрузка в каждом занятии распреляется по отдельным упражнениям в зависимости от их объёма и методов выполнения.
4. В процессе тренировки отдых выполняет две основные функции. Во-первых, он способствует восстановлению работоспособности после нагрузок, а во-вторых, является средством оптимизации тренировочного эффекта.
5. Тренировочный процесс должен учитывать индивидуальные особенности спортсмена, а тренировочная нагрузка соответствовать его функциональному состоянию в каждый конкретный отрезок времени. Тренировка тем индивидуальнее, чем выше спортивное мастерство и результаты спортсмена.
6. В связи с непрерывным увеличением объёма и интенсивности нагрузок значительно возрастает роль восстановления организма после тренировочного занятия и питания в спорте. Полноценная пища не только обеспечивает организм необходимым количеством калорий и строительного материала, но и активно влияет на обмен веществ, повышая работоспособность и ускоряя процессы восстановления после больших нагрузок. Неотъемлемую роль в восстановлении организма и соответственно повышения работоспособности играет парная баня, массаж.
7. Для повышения устойчивости организма спортсменов к нагрузкам, превышающим средние физиологические возможности, различным стрессовым ситуациям, применяются адаптогены. В большинстве своём эти препараты содержат микроэлементы, аминокислоты, биологически активные вещества. Лекарственные вещества обладают тонизирующим действием, применяются при переутомлении, гипотонии, повышают устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, иммунологические силы организма. Жень-шень, китайский лимонник, золотой корень, экстракт колючника, пантокрин являются средствами, повышающими работоспособность.
8. В условиях возрастающей спортивной конкуренции, когда силы соперников примерно равны, исключительное значение приобретают морально-волевые качества спортсмена, его психологическая устойчивость, готовность вести борьбу в самых сложных, порой неожиданных или невыгодных условиях и добиваться поставленной цели.
9. Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте. Во-первых, у вас должно быть горячее желание достичь цели. Во-вторых, у вас должна быть сильная убеждённость в том, что цель реальна и доступна.
10. В арсенале средств психологической подготовки видное место занимает идеомоторная тренировка и аутогенная тренировка. Идеомоторная тренировка - мысленное представление выполнение упражнений. Метод аутогенной тренировки основан на том, что в состоянии полного расслабления, путём умственного сосредоточения и самовнушения, можно осуществлять саморегулирование физических и психических состояний. Освоив её мы: лучше сосредоточиваемся, полноценно и глубоко отдыхаем; быстро и эффективно настраиваемся на любую деятельность, достигаем предельной мобилизации физических и психических сил в нужный момент; избавляемся от отрицательных эмоций.
11. В процессе этого эксперимента мы освоили массаж, аутогенную и идеомоторную тренировку подкорректировали мотивы. Узнали о значении отдыха, питания, сауны фармакологии на восстановления организма. В результате этого наши спортивные результаты выросли на 1 разряд. С 1 разряда до кандидата в мастера спорта ПМР. Нам не хватает до КМС несколько секунд.

Литература.

Васильков А. А.: Теория и методика физического воспитания – учебник, Ростов на Дону, Феникс, 2008 г., 381 стр.
Дубровский В. И.: Реабилитация в спорте, М. ФКиС, 1991 г., 56 стр.
Коц Я. М.: Спортивная физиология - учебник, М. ФКиС, 1986 г., 238 стр.
Лидерман Х.: Аутогенная тренировка, Попурри, 2000 г., 192 стр.
Матвеев Л. П., Новиков А.Д.: Теория и методика физического воспитания - учебник, М. ФКиС, 1976 г., 2 тома, 644 стр.
Озолин Н. Г.: Настольная книга тренера: наука побеждать - М. Астрель, 2004 г., 863 стр.
Платонов В. Н.: Подготовка высококвалифицированных спортсменов - М. ФКиС, 1986 г., 285 стр.

_________________
Mishka71Kobra
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автора
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 3
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS