Влияние физической культуры и спорта на выживание человека в современной среде обитания.
Учитель физической культуры 1 категории
МОУ «ТСШ № 4» Гончаренко А. И.
План:
Введение.
1. Воздействие физической культуры на организм.
2. Влияние физической культуры и семьи на развитие детей.
3. Физическая культура и гармоническое развитие ребенка.
4. Влияние физической культуры и семьи на будущие семейные отношения.
5. Влияние физической культуры на профессиональную подготовку.
6. Влияние физической культуры на психику.
7. Оздоровительная физическая культура.
8. Лечебная физическая культура.
9. Влияние физической культуры, спорта на стресс.
10. Влияние физической культуры на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях.
11. Выживание в экстремальной ситуации.
12. Развитие личности в трудных жизненных условиях.
Выводы.
Литература.
Введение.
Значение физической культуры и спорта нельзя переоценить. На самом деле, физическая культура и спорт влияют на выживание человека в современных условиях. Объём жизнедеятельности человека весьма велик. На плечи человека ложатся обязанности по овладеванию навыками профессиональной деятельности в студенческие годы, выполнение обязанностей в армейской жизни, в семейных отношениях, и просто, в умении выживать в стрессово-экстремальных ситуациях.
В данной работе рассматривается влияние физической культуры и спорта на жизнедеятельность человека в социуме в процессе всей его жизни.
Социум по-простому - это взаимоотношения людей, среди которых нам приходиться жить, вокруг нас и с нами. От того, как мы сможем построить эти взаимоотношения, зависит наша настоящая и будущая счастливая жизнь.
Поэтому, к этой жизни надо готовить наших детей и быть готовыми самим меняться в соответствии с изменчивой средой нашего обитания. Наша готовность поможет нам не только выжить в современных условиях, но и построить счастливую жизнь.
1. Воздействие физической культуры на организм.
Физическая культура - неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в отдельности.
Регулярные физические тренировки снижают заболеваемость, благотворно влияют на психику, внимание, память, мышление. Способствуют эффективному воспитанию ценных личностных качеств таких, как настойчивость, воля, трудо-любие, целенаправленность, коммуникабельность, коллективизм. Регулярные физические тренировки вырабатывают активную жизненную позицию. Физическая культура способствует отвыканию от социально и биологически вредных привычек таких, как употребление спиртных напитков, наркотиков и курение табака.
Воздействие физических упражнений выражается ещё в ряде эффектов:
- увеличение резервных возможностей: повышается потенциал всех систем и органов человека. В экстремальных ситуациях человек будет функционировать без излишнего напряжения;
- эффект экономии сил: в состоянии покоя и возбуждения у тренированного человека все системы будут работать с меньшей затратой сил. Его коэффициент полезного действия увеличивается во много раз по сравнению с нетренированными людьми;
- эффект компенсации: регулярные физические упражнения помогают повысить двигательную активность, укрепить здоровье и компенсировать вредное воздействие гипокинезии (гипокинезия - это низкая двигательная активность). Низкая двигательная активность - одна из причин заболеваемости населения. Она связана с растущей механизацией и автоматизацией производства и быта, с развитием общественного и личного транспорта;
- регуляторный эффект: целенаправленные физические упражнения улучшают функции организма, как двигательные (повышение координации движений, выносливости, силы мышц), так и вегетативные (улучшение работы дыхательной системы, сердечно-сосудистой и обмена веществ);
- эффект быстрого восстановления сил организма: в процессе любой деятельности у человека наступает утомление. Занятия физическими упражнениями и спортом переключают деятельность нервных центров, что способствует более эффективному восстановлению физических и умственных сил, т.е. работоспособности и снятию нервно-эмоциональных перенапряжений;
- питающий (трофический) эффект: все внутренние органы человека через центральную нервную систему рефлекторно связаны с мышцами. Выполняя мышечную работу, человек воздействует на все внутренние органы. При этом улучшается питание тканей, органов и выведение продуктов обмена, снимаются застойные явления в организме. Благодаря таким связям органов и систем организма происходит исцеление больных органов от болезней;
- психологический эффект: субъективным выражением этого эффекта является чувство «мышечной радости», двигательного удовольствия. Такая радость ощущается после выполнения физических упражнений умеренной интенсивности. Это различные игры, ходьба, бег, плавание.
2. Влияние физической культуры и семьи на развитие детей.
Важным фактором, оказывающим разностороннее развитие и укрепление детского организма, является физическая культура. В условиях реализации школьной реформы особенно актуальными задачами являются привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям.
Обучение не имеет смысла без активной деятельности учащегося. Неосознанное выполнение упражнений одна из основных причин, не позволяющих добиться успехов в физическом воспитании, а главное, сделать физическую культуру спутником жизни, сформулировать привычку к ежедневной двигательной деятельности. Учащееся механически выполняют указания преподавателя, что ведёт к «притуплению» личности учащихся. Механическое заучивание и слепое подражание наносят свой ущерб умственному и нравственному развитию занимающихся физической культурой.
Удовлетворение потребностей всегда становится целью деятельности, но потребности сами по себе не являются пусковым механизмом деятельности. Прежде, чем стать основной деятельностью, потребность должна быть осознана. Так, человек может испытывать потребность в витамине «С», но до тех пор, пока он не осознает эту потребность, он не начнёт разыскивать и принимать этот витамин. Осознанная потребность приобретает конкретный, предметный вид, превращаясь в мотив деятельности направленный на её удовлетворение.
Необходимо усиливать внимание к организации физической культуры во дворах жилых домов, на площадках. Родителям необходимо предусматривать ежедневную двигательную активность своих детей.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Здоровый образ жизни, занятия физическими упражнениями близких ребёнку людей становятся образцом для подражания. Для того, чтобы быть образцом для подражания, необходимо самому иметь устойчивую потребность к занятиям физическими упражнениями, которые прививаются с детского сада, школы.
Поэтому, воспитателю, учителю в школе необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди учащихся и родителей, вовлекать их в активный, педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей. Дети, получившие в школе устойчивую потребность заниматься спортом, переносят её во взрослую жизнь. Такая жизнь, в свою очередь, передаётся их детям.
Многие прогрессивные деятели науки (И.М. Сеченов, И.Л. Павлов, П.Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физическое и психическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтому, соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором формирования личности в целом. Благодаря комплексу специфических средств и методов, физическая культура и спорт оказывают влияние и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности.
Деятельность детей во многом зависит от их интересов, склонностей, способностей, характера, темперамента. Их развитие и взаимное влияние во многом определяет творческую направленность личности. Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность.
Физическая культура - благодатная сфера не только для формирования потребности в здоровом образе жизни подрастающего поколения. Приобщение к ней способствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самоутверждение, самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом могут сыграть подвижные игры с двойным правилом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка» и др.), где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя осалить» преодолевается активно, практически моральным мотивом - помочь «заколдованному» товарищу, освободить его. На основе стремления к самоутверждению у детей в игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучше других).
Соревновательный мотив и мотив самоутверждения являются проявлением потребности дошкольника, школьника и подростка в признании его не только со стороны взрослого, но и сверстников. Депривация - ущемление потребности в признании. Она негативно сказывается на психическом развитии ребёнка, ведёт к неуверенности, рождает «комплекс неполноценности», застенчивость, а порой и агрессивность. Вот почему так важно своевременно предотвратить ее появление. Если депривация все же возникла, смягчить ее последствия можно путём использования разных видов деятельности ребёнка, в особенности спортивно-физкультурной. Для этого необходимо предварительно изучить воспитанников, их возможности, интересы, отыскать наиболее верную тропинку для удовлетворения потребности в притязаниях каждого. Для одного ребёнка такой «тропинкой» может оказаться успех в езде на велосипеде, для другого - игра в шахматы, для третьего - плавание. Важно знать, как помочь неуверенному в себе малоподвижному дошкольнику, школьнику, какое физическое упражнение поможет ему самоутвердиться.
Физическая культура способствует развитию познавательных, нравственных, эстетических чувств ребенка. Она формирует такие положительные качества, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувству справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребёнка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты в согласовании действий.
3. Физическая культура, спорт и гармоническое развитие.
Спорт и физическая культура приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но, бесспорно, влияют и на другие стороны человеческой жизни. Это авторитет и положение в обществе, трудовая деятельность, структура нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём, это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, и всех слоёв общества.
Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе ду-ховное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Физическая культура и спорт, наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом, постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни.
Как физическая культура и спорт гармонически развивают личность?
Они оказывают влияние на нравственно-этическое развитие.
Как известно, в любом виде спорта соревнования проводятся по жёстким правилам. Действующий регламент обусловливает не только сам ход соревновательной борьбы, но и подготовку к ней. Правила, следовательно, определяют психологическую настройку атлета. Они требуют от спортсменов в каждом виде спорта конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость неоднократного проявления свойств и качеств неизбежно приводит к их развитию.
Правила соревнований построены на основе «строгого соперничества». Необходимость спортсменов завоёвывать первенство в соревнованиях, проводимых по существующим правилам, побуждает спортсменов и тренеров желать, в первую очередь, победы над противостоящей командой путём достижения выигрышных очков, баллов или призовых мест любыми средствами. А «любые» способы не всегда этичны. Приведу несколько примеров.
Предположим, на старте финального забега на 100 метров стоят восемь равных по силам участников. Вероятность того, что именно такой-то спринтер станет чемпионом, в этом случае равна одной восьмой. Каждому из участников выгодно, если кого-то из бегунов судьи снимут за фальстарт, а кто-то, возможно, споткнётся на дистанции. Ведь, в таком случае, конкурировать будут лишь шесть бегунов, шансы каждого из них вырастут до одной шестой. Желать этого нечестно. Это случай аморального поведения.
Физическая культура и спорт оказывают влияние на процесс самосознания и самосовершенствования. В спорте объект труда - сам спортсмен. Но, сам спортсмен - субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Спортсмен работает над собой и совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спорт - деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.
Спортивная активность оказывает влияние на процесс формирования воли. Благодатная возможность развития и совершенствования воли человека через физическую культуру и спорт ни у кого сомнений не вызывает. Слишком часто и много мы сталкиваемся с настоящими проявлениями воли на аренах и финишных прямых. Спорт не только развивает мускулы, но и закаляет дух. Совершенствование воли человека является специфической особенности спортивной деятельности, обязательностью нагрузок и напряжений. Воля человека отчётливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных с преодолением препятствий. Спортивные тренировки и соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Проблемы теории и практики волевой подготовки спортсменов привлекают пристальное внимание педагогов, тренеров, специалистов.
Преграды можно разделить на внешние и внутренние. Внешними препятст-виями могут быть: техника спортивных упражнений, тактика ведения спортивной борьбы, условия, в которых проходят соревнования или тренировка (освещённость, температура, влажность, покрытие стадиона или площадки, своеобразие снарядов, инвентаря и т.п.), действия противника, зрителей, судей и др. Внутренними препятствиями могут быть изменения различных систем организма спортсмена, его функционального и психического состояния. Возникновение внутренних препятствий связано, как правило, со столкновением с препятствиями внешними. Например, бегун, чтобы не проиграть в состязании, вынужден бежать в высоком темпе, предложенном его противником. Действия противника (высокий темп, в данном случае) - препятствие внешнее. Необходимость выдерживать этот темп (преодолевать внешнее препятствие) вызывает изменения в ряде систем организма спортсмена, т. е. утомление. Это утомление осознаётся спортсменом, может вызвать у него сомнение в своих силах, неуверенность в возможности победить, страх поражения, тревогу. Это - внутренние препятствия. Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь успеха.
Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это - целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.
Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длитель-ным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих, препятствий.
Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевре-менностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение, даже в условиях риска и опасности.
Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.
Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов. Выполнение упражнений в определенных условиях и определённым способом (правила соревнований) - есть степень трудности.
Степень трудности - понятие относительное. Одно и то же препятствие, будучи сегодня достаточным по степени трудности, потребует от спортсмена преодоления значительных волевых усилий, и тем самым будет способствовать развитию его волевых качеств, а через полгода, когда уровень подготовленности спортсмена возрастёт, это препятствие станет для него лёгким и преодоление его уже не окажет развивающего воздействия на волю спортсмена. Значит, надо, чтобы препятствия усложнялись в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Степень трудности должна соответствовать задачам развития волевых качеств. Физическая культура и спорт решают такие задачи и оказывают влияние на процесс воспитания уверенности в себе и в своих силах.
В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто. Этому способствует, во-первых, достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 - взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса и заслуженные мастера спорта. Однако, спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое - что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования.
В любой заданный отрезок времени спортсмен знает, на что он способен. Более того, если он сопоставит, что получалось полгода назад и что теперь, то материал для оценки становится более действенным - определяется эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий.
Значит, в любой момент спортсмен знает, до какой ступени спортивной лестницы он добрался, сколько времени и энергии он затратил на весь подъём и сколько - на переход от предыдущей ступеньки к новой. Он может планировать, когда и как достигнет следующей, может заглянуть дальше и прикинуть путь к более высокой ступени, о которой мечтает.
Спортивная деятельность позволяет, таким образом, ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта особенность спорта оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека.
Таким образом, спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный эмоциональный фон, оптимизм, как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и, особенно, с определением перспективных и промежуточных целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине спортивного успеха.
4. Влияние физической культуры и семьи на будущие семейные отношения.
Здоровый образ жизни близких ребёнку людей становится образцом для подражания. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому, семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, к семейным ценностям. Родителям необходимо вовлекать детей в активный жизненный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в жизнь.
Все семьи индивидуальны и имеют разный набор ценностей. Для одной родительской семьи важен порядок и организованность в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определённости семейных правил и обязанностей. Поощряется самостоятельность в обдумывании проблем и решений. Поощряются занятия спортом. Для других семей более значима такая ценность, как красота природы и искусства, переживание прекрасного в природе и в искусстве. Характерно преобладание таких показателей, как интересная работа, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), возможность творческой деятельности. Дети в таких семьях ходят в художественную школу. В третьих семьях придаётся значение умению настоять на своём, не отступать перед трудностями, уверенность в себе, внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений. Многие уделяют особое значение наличию хороших и верных друзей, общественное признание уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе, воспитанность. Во многих семьях существует преемственность в отношении таких показателей как: здоровье (физическое и психическое), аккуратность, чистоплотность, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.
Дети могут иметь несколько образов семейной жизни. Первый образ - это семья, в которой родился, а второй образ - семьи друзей. Часто дети хотят строить свой образ семьи. Главным является образ отношений, действий в своей семье. Таким образом, получается, что из родительской семьи в реальную, супруги переносят свой прошлый опыт, своё восприятие прошлого в настоящую семью. Этот процент перенесённого прошлого опыта различен в разных типах семей. В тех семьях, где вели активный образ жизни, занимались спортом, физической культурой, ходили в походы, на пляж, играли в футбол, скорее всего, дети, вырастая, создадут подобную семью, основанную на взаимном уважении и понимании друг друга. А в тех семьях, где играли на музыкальных инструментах, родители ограничивали время игры детей во дворе. Дети музыкантов, как правило, занимаются в музыкальных школах и времени на игру с мячом нет.
Так и хочется сказать родителям: "Что хорошо для, вас может быть плохим для вашего чада. Они заканчивают ради вас музыкальную школу и никогда больше не играют".
В основе формирования представлений может лежать два механизма - трансляция и компенсация. Под трансляцией понимается перенос актуальной семейной ситуации на свои представления, под компенсацией - внесение недостающих аспектов семейной жизни с целью построения более удачной семьи.
Удовлетворённость браком всё-таки существует. А именно, при рождении ребенка удовлетворённость браком у одних несколько падает, а другие счастливы. Многие супруги абсолютно удовлетворены своим браком, тогда как другие супруги удовлетворены браком лишь частично. Неудовлетворённость браком приводит к разводу. Так, среди множества факторов, затрудняющих процесс удовлетворения браком, можно назвать: психическое или соматическое нездоровье родителей, мотивационная, когнитивная, поведенческая неготовность матери или отца к осуществлению родительской роли, нарушения внутрисемейной коммуникации, уменьшение свободного времени, проводимого совместно с супругом.
_________________ Mishka71Kobra
Последний раз редактировалось: Mishka71Kobra (Ср Май 27, 2020 10:57 am), всего редактировалось 2 раз(а)
5. Влияние физической культуры на профессиональную подготовку.
Нарушение работоспособности (усталость) сильнее влияет на мужчин, выполняющих функцию кормильцев семьи, и приводит к тому, что дети больше контактируют с женщинами (матерями). Проблемы в супружеских отношениях могут приводить к развитию депрессии. Оптимисты, как вы помните, считают всё плохое случайным и преходящим, а всё хорошее - закономерным и постоянным. Франк Финчем и Томас Бредбери в течение десяти лет изучали влияние оптимистического мировоззрения на семейную жизнь. Основной вывод учёных таков: брак может быть счастливым при любых комбинациях мировоззрений супругов, за исключением одной: семью нельзя создавать двум пессимистам. Когда супруги-пессимисты сталкиваются с какой-нибудь неприятностью, события развиваются по "нисходящей». Жена поздно вернулась с работы. Муж, конечно, истолкует это с пессимистических позиций: «Работа для неё важнее, чем я», - и отвернётся, надувшись. Жена, тоже пессимистка, естественно решит, что муж - неблагодарная свинья, ведь тяжёлым сверхурочным трудом она хотела заработать побольше денег. Вне себя от обиды, она высказывает мужу своё мнение. Теперь представьте, как страдают дети в таких семьях. Какой опыт они перенесут в свою семью?
Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает своё материальное благополучие и социальный статус. Во многом физическое и психическое здоровье человека, выраженность у него определённых личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью. В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности. Психология труда в своих исследованиях преследует следующие цели:
- стремление не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, надёжным, безопасным, созидательным, приносящим удовлетворение от самого процесса и результата;
- отражение значительных индивидуальных особенностей, различий, свойственных каждому человеку и проявляемых опосредованно в труде, значительной изменчивости состояния психики, особенно под влиянием факторов труда.
Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека, ведь то, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия. Способности в значительной мере определяют качество его жизни человека. Следует отметить, что если не хватает у человека физических качеств (силы, ловкости, выносливости), то двигательные навыки недоразвиты и не соответствуют требованиям профессии. Отсюда появилось понятие профессиональная физическая подготовка, которая основана на положительном переносе навыка в другую деятельность. Снова мы встречаемся с влиянием физической культуры на человека и его окружение. Например, в армии уделяют большое значение физической подготовке. Физически не подготовленный солдат не может выполнить поставленную задачу и тем самым подводит сослуживцев. Физически не подготовленный муж (жена) не может выполнить поставленную семейную задачу из-за быстрой (повышенной) усталости и низкой восстанавливаемости организма. Ещё один пример: лицам строительных профессий (штукатур, каменщик, шпаклевщик и др.) необходимы такие физические качества, как сила, выносливость, развитие глазомера. Для успешного овладевания профессиональными навыками необходима соответствующая физическая подготовка.
Физическая культура является обязательной дисциплиной в школе, в каждом профессиональном учебном заведении ПМР. В настоящее время учащиеся школ средних и высших учебных заведений практически не занимаются укреплением своего здоровья, но вместе с тем понимают, что высокий уровень здоровья делает их более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда, ставят здоровье в системе ценностей на второе место после образования. Укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности молодёжи - одна из главных задач совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров, поскольку состояние здоровья молодежи, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей их подготовки и достояние страны.
Вывод следующий. Если низка физическая подготовка, то человек не может овладеть в нужной степени профессией. Последствие - постоянная усталость. Низкая эффективность труда ведёт к застою в карьере. Придя домой, не хватает сил на воспитание детей и внимания для второй половины. Итак, физическая культура (подготовка) напрямую влияет на качество жизни человека, на его здоровье, счастье.
6. Влияние физической культуры на психику.
Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека очевидно. Под психологическим благополучием понимают слаженность психических процессов и функций, гармонию личности, ощущение целостности, внутреннего равновесия.
Переживание благополучия является важнейшей составной частью настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека, таких, как успешность, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, многие другие стороны внешней и внутренней активности человека.
Жизненные ситуации, стресс способны влиять на психическое состояние человека, и, в частности, на настроение. И здесь физическая культура выступает мощнейшим регулятором настроений человека, а отсюда и регулятором психологического благополучия.
Физическая культура и спорт традиционно рассматриваются как средство физического и психического совершенствования человека. Замечено, что физическая нагрузка влияет и на психические функции человека. А регулируя направленность, интенсивность и продолжительность выполняемой физической нагрузки, можно корректировать психические процессы, состояния и свойства. Трудотерапия - один из примеров.
Определённые двигательные акты обладают способностью вызывать специфические психические состояния, снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность.
Влияние физических нагрузок на психическое здоровье человека выражается в следующем:
- уровень физической подготовленности характеризуется положительной взаимосвязью с психическим здоровьем и самочувствием. Физические нагрузки повышают восстанавливаемость организма, что ведёт к уменьшению усталости. Соответственно, продуктивность человека увеличивается. Количество законченных дел больше, а значит больше спокойствия, радости;
- физические нагрузки взаимосвязаны со снижением уровня депрессии и тревожности. Тревожность и депрессия - характерные симптомы неспособности справиться с психическим стрессом;
- сильно выраженная депрессия требует профессионального лечения. Физические нагрузки могут быть использованы как вспомогательное средство;
- адекватные двигательные нагрузки обусловливают снижение различных показателей стресса, таких, как нервно-мышечное напряжение, ЧСС в покое, содержание некоторых гормонов;
- физические нагрузки оказывают положительное эмоциональное воздействие на людей любого возраста и пола.
Почему же, зная такое благотворное влияние физической нагрузки на ощущение психологического комфорта, благополучия, большинство населения достаточно пассивно относится к занятиям физической культурой и спортом?
Надо отметить, что к своему физическому здоровью подавляющее большинство молодых людей относится без особого внимания потому, что:
- нет опыта оценки своего физического здоровья. Не знают что оценивать, что входит в понятие "физическое здоровье" кроме отсутствия болезней, и наличия вредных привычек;
- нет знаний о состоянии собственного физического здоровья, об уровне физического развития, уровне развития физических качеств, т.е. физической подготовленности, функциональных возможностях своего организма в соотношении с данными в своей возрастной категории;
- нет сформированной мотивации к занятиям физической культурой, что обусловлено рядом причин: непониманием причинно-следственных связей двигательной активности и здоровья, негативным опытом, связанным с занятиями физической культурой в школе, а также имеющимися представлениями о том, что физическая культура это терпение, усталость, пот, боль, отсутствие положительных эмоций и т. д.;
- ещё одна причина невозможности написать жизнеспособную программу поддержания физического здоровья на высоком уровне - это отсутствие каких-либо серьёзных (ощущаемых) проблем со здоровьем в молодом возрасте. А раз школьники, студенты, молодые семьи не ощущают проблем в физическом состоянии, то не считают необходимым тратить на это силы сейчас.
У людей, которые относятся к своему здоровью внимательно и понимают, что его нужно сохранять, пока оно ещё не потеряно, тоже возникает ряд причин, мешающих им начать укреплять физическое здоровье уже сегодня:
- недостаточно знаний о состоянии своего физического здоровья, собственной физической подготовленности и резервах организма;
- нет возможности или умения найти время в режиме дня для занятий физической культурой или спортом;
- нет достаточных материальных средств, чтобы заниматься физической культурой под руководством специалиста, а для самостоятельных занятий нет достаточного опыта.
В любом из двух случаев не хватает знаний о физической культуре и её важном влиянии на состояние физического и психического здоровья, знаний о навыках укрепления здоровья посредством физических упражнений и спорта, здоровой привычки организма к физическим нагрузкам, умений рационально организовать режим дня.
Получается, что уделяя пристальное внимание своему внутреннему миру, стремясь к психологическому благополучию, люди не проводят параллели с благополучием физическим. Для обретения психологического благополучия необходимо включить регулярную двигательную активность в «рацион» своего дня.
В итоге, можно сказать, что стремление к психологическому благополучию - это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьёзные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, мешают межличностным отношениям, нарушают баланс с окружающим миром, могут привести к профессиональной недееспособности (выгоранию), в семейной жизни - к разводу, а в целом - вынужденную коррекцию планов на будущее. Физическая культура является мощным регулятором наших психических состояний. Использование средств физической культуры для коррекции настроения и ощущения своего психологического благополучия - необходимое условие полноценной, здоровой жизни.
7. Оздоровительная физическая культура.
Какое же влияние оказывает оздоровительная физическая культура на организм человека, который болен? Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж. (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 Ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж. (1200-1900 Ккал.); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д.
В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0-3,0 МДж. (500-750 Ккал.) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 Ккал./мин., что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 Ккал./мин.), обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 Ккал. в сутки (или 2000-3000 Ккал. в неделю). По данным Беккера в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл./кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой.
Не рекомендуется ограничивать потребление жидкости и поваренной соли, если, конечно же, необходимость в этих ограничениях не возникала из-за наличия у больного сопутствующей сердечно-сосудистой патологии. В этом случае потребление соли и жидкости соответствовало рекомендуемому по диете №10. Пациентам рекомендовали вести более интенсивный образ жизни, делать утреннюю тонизирующую гимнастику, совершать прогулки.
Мы знаем, что при выполнении стандартной нагрузки у тренированных людей объём коронарного кровотока гораздо меньше, чем у нетренированных, соответственно меньше и потребность миокарда в кислороде. Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для людей с болезнью сердца, так как по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую человек может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии.
Следующая тема Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах